Педиатрия

Последствия гипердиагностики СДВГ у детей и подростков

Последствия гипердиагностики СДВГ у детей и подростков
Photo by Izzy Park on Unsplash

17724

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – одно из наиболее распространенных расстройств нервно-психического развития у детей младше 18 лет[1]. Согласно данным CDC (Centers for Disease Control and Prevention) в США, в 2016 г. врачи диагностировали СДВГ у 6,1 млн детей[2]. Среди основных симптомов СДВГ: неосторожность, забывчивость, проблемы с общением и др[1]. Эти симптомы могут встречаться у всех детей, но дети с СДВГ не «вырастают» из такого поведения[1]. В 2019 г. ученые предположили, что из-за широкого определения СДВГ врачи могут диагностировать это заболевание слишком часто, в том числе при неоднозначных или легких симптомах СДВГ, проблемах с поведением школьников и т.д[3].

В 2021 г. ученые из Австралии провели систематический обзор 334 исследований о гипердиагностике СДВГ у детей и подростков младше 18 лет и ее последствиях[4]. В выборку вошли исследования, проведенные за 1979-2020 гг[4]. Исследователи определяли гипердиагностику СДВГ в случае негативного эффекта для пациента от получения диагноза и лечения[4]. Результаты систематического обзора показали следующее:

  • число случаев диагностики СДВГ в мире увеличилось за период с 1989 г. по 2017 г. Это показали результаты 27 исследований, включенных в систематический обзор[4]. Одно из исследований было проведено на национальном уровне в США за 2008-2013 гг. За этот период ученые зафиксировали рост числа диагнозов СДВГ на 18 % среди пациентов младше 18 лет[5].
  • Тяжелые формы СДВГ, требующие медикаментозного лечения, встречаются редко[4]. Это показали результаты 5 исследований из выборки[4]. Исследование 1887 детей в возрасте до 15 лет в Италии показало, что учителя отметили симптомы СДВГ у 4,45 % участников. Из них у 1,3 % детей были тяжелые симптомы заболевания, в том числе функциональные нарушения и поведенческие расстройства[6].
  • В 2011 г. ученые из США обнаружили рост медикаментозного лечения СДВГ на 28 % с 2007 г. по 2011 г[7]. В выборку исследования данные 6,4 млн детей в возрасте от 4 до 17 лет[7]. Результаты 64 исследований из систематического обзора также обнаружили эту тенденцию[4].

Исследователи также изучили возможные преимущества и риски диагностики и лечения СДВГ у пациентов в выборке из 151 исследования.

Потенциальные преимущества[4]:

  • диагноз СДВГ может помочь пациентам избавиться от чувства неопределенности, вины, а также получить медицинскую, психологическую и образовательную поддержку;
  • результаты 24-х исследований показали снижение проявления симптомов СДВГ в результате лечения на срок до 12 месяцев после окончания терапии;
  • медикаментозное лечение СДВГ может помочь пациентами с тяжелыми формами заболевания снизить проявления функциональных нарушений.

Потенциальные риски[4]:

  • диагноз СДВГ может привести к снижению ощущения ответственности за поведение и учебу, а также снижению самооценки;
  • диагноз СДВГ может усилить чувство социальной изоляции, отчуждения и стыда у ребенка;
  • ребенок может стать жертвой стереотипов и предрассудков, связанных с СДВГ.

Ученые заключили, что результаты систематического обзора свидетельствуют о гипердиагностике СДВГ и чрезмерном медикаментозном лечении детей и подростков. Препараты для лечения симптомов СДВГ могут помочь снизить проявления функциональных при тяжелых формах заболевания. Однако данная стратегия лечения может нести в себе риски для детей с более легкими формами заболевания[4].

Источники

  1. What is ADHD? // https://www.cdc.gov/ URL: https://www.cdc.gov/ncbddd/adhd/facts.html (дата обращения: 02.07.2021).
  2. Data and Statistics About ADHD // https://www.cdc.gov/ URL: https://www.cdc.gov/ncbddd/adhd/data.html (дата обращения: 02.07.2021).
  3. Kazda L. et al. Evidence of potential overdiagnosis and overtreatment of attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) in children and adolescents: protocol for a scoping review // BMJ Open. - 2019. - № 9.
  4. Kazda L. et al. Overdiagnosis of Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder in Children and Adolescents// JAMA. - 2021. - № 4 (4).
  5. Fairman K. A. et al. Diagnosis and Treatment of ADHD in the United States: Update by Gender and Race // Journal of Attention Disorders. - 2017. - № 24 (1). – P. 10–19.
  6. Donfrancesco R. et al. Prevalence of severe ADHD: an epidemiological study in the Italian regions of Tuscany and Latium // Epidemiology and Psychiatric Sciences. - 2014. - № 24 (6). – P. 525-533.
  7. Visser S. N. et al. Trends in the Parent-report of Health Care Provider Diagnosed and Medicated ADHD: United States, 2003—2011 // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. - 2014. - № 53 (1). – P. 34–46.
RU-NON-00676-10-23

Войдите для доступа к профессиональным
материалам для медицинских работников

Войти

MSDMED – информационный портал для медицинских работников

Зарегистрируйтесь бесплатно и вам станут доступны:

  • информация о препаратах MSD
  • профессиональные статьи по медицине
  • вебинары с научными лидерами
Войти
image

MSDMED –
информационный
портал для медицинских работников